Morrissey

Стивен Патрик Моррисси прославился как основатель культовой инди-группы The Smiths. Но, даже после роспуска коллектива музыкант достиг успеха и высоких музыкальных вершин в сольной карьере. Очарованный поэзией Оскара Уайльда, чересчур озабоченный собственной персоной, Моррисси выходил на сцену со слуховым аппаратом, а в задний карман брюк вставлял гладиолусы.

Его театрализованные выходки, глубокие и весьма циничные тексты, его женственность и такой трогательный вид — все это находило самый страстный отклик у молодых людей, таких же потерянных в современной жизни. Не говоря уже об огромном потенциале его музыки как в рядах The Smiths, так и в одиночном плавании. В свое время The Smiths были одним из самых ярких явлений на независимой сцене Британии, давшим мощный толчок развитию отечественного гитарного рока. И хотя музыкальные критики упорно не хотели замечать в сольном творчестве Моррисси той же убедительности и эффектности, которых он добивался в тандеме с Джонни Марром, певец умел поражать воображение слушателей и буквально гипнотизировать поклонников, доводя их до состояния абсолютной преданности.

В 1988 году Моррисси выпустил свой первый сольный альбом под названием «Viva Hate» («Да здравствует ненависть»), название и содержание которого отражало целую гамму эмоций и чусвтв, вызванных распадом The Smiths. Этот диск оказался очень успешным как в коммерческом, так и в музыкальном плане. Моррисси обновил свою музыку за счет использования синтезаторов, против которых были его коллегами по The Smiths, но, тем не менее, сохранил свою фирменную поэтическую страсть. После этого певец надолго удалился в студию, чтобы не спеша и вдумчиво приготовить свой второй диск. Для того, чтобы поклонники не заскучали, им был предложен сборник из неизданных треков «Bona Drag», который вышел в 1990 году. Долгожданный релиз нового альбома «Kill Uncle» состоялся в 1991 году, но Моррисси с его выпуском слишком задержался и оказался совсем не ко двору. К этому моменту широкая аудитория переключилась на совершенно другую музыку, Моррисси оказался не в мейнстриме.

В творческой карьере музыканта наступил кризисный период: он поссорился со своими менеджерами, а также подпортил себе репутацию нацистскими или псевдонацисткими лозунгами в ряде своих песен. Но, Моррисси не из тех, кто отступает. Через некоторое время он нашел себе новых музыкантов и записал самый тяжелый и по-настоящему сильный альбом под названием «Your Arsenal» в 1992 году, который был очень тепло встречен публикой и музыкальными критиками.
Продюсером альбома выступил Мик Ронсон, который ознаменовал возвращение артиста к хорошей «рабочей» форме.

Ронсон нашел грамотное применение двум новым гитаристам, Элейну Уайту, соавтору большей части нового материала, и Бозу Буреру, экс-участнику группы Polecats, чтобы создать эффектную, оригинальную и хорошо продуманную запись. Альбом «Your Arsenal» по праву считается самым хардовым и одним из лучших альбомов в карьере музыканта. Британскую публику эта зажигательная смесь глэм-рока и рокабилли только раззадорила. С большим энтузиазмом восприняли запись и американские меломаны. Билеты на предстоящий тур певца разлетались как горячие пирожки. Места в зал «Hollywood Bowl» Лос-Анжелеса разошлись быстрее, чем на концерт «Битлов» тридцать лет назад. Эйфория и кураж, которые царили на его концертах, отчасти передается на концертнике 1993 года под названием «Beethoven Was Deaf».
Теплый прием американских поклонников настолько впечатлил и вдохновил Моррисси, что он даже решил некоторое время пожить в Лос-Анджелесе. В начале 90-х годов, музыкант был намного популярней в Америке, нежели, чем у себя на родине, где ему все не могли простить вызывающих выходок прошлого. И Моррисси приложил все усилия, чтобы оправдать ожидания своих фанов. Новый альбом «Vauxhall and I» вышел в 1994 году. Это был по-настоящему грамотный и вдохновенный гитарный поп, который являлся не меньшей творческой удачей, чем предыдущий диск.

В 1995 году вышла компиляция лучших песен музыканта под названием «The World of Morrissey», которая была дополнена редкими записями. Следующий полноценный альбом «Southpaw Grammar» Моррисси опубликовал уже на новом лейбле «RCA Records». Тяготевший к прогрессивному року саунд, наполненный тяжелыми гитарами и воинственными ритмами, привел поклонников Моррисси в некоторое замешательство. Альбом вызвал очень смешанную реакцию среди публики и музыкальных критиков.

Поменяв лейблы, Моррисси издал свой новый альбом «Maladjusted» на лейбле «Island» в 1997 году. Но, по мнению Моррисси, уровень продаж альбома был крайне низок по вине лейбла. Таким образом, отношения с лейблом «Island» закончились в 1998 году, и найти новую студию музыканту оказалось весьма не просто. В течение нескольких последующих лет он играл концерты и оставался достаточно востребованным музыкантом, но стоит сказать, что его слава опиралась на былые заслуги. Тем не менее, за годы своей скандальной и шумной творческой карьеры Моррисси завоевал сердца сотен тысяч фанов, хранивших верность своему харизматичному кумиру на всех этапах его бурной карьеры.

Экспериментатор и креативщик по жизни, в начале нового века Моррисси снова решается на небольшой эксперимент, пригласив в студию продюсера знаменитых Green Day и Blink-182 Джерри Финна. Новый материал, наработанный за семь лет, он обнародовал в мае 2004 года в альбоме «You Are the Quarry». Отзывы на диск оказались весьма неоднозначными. Так, музыкальный обозреватель британской газеты «The Guardian» назвал диск худшим вариантом камбэка с однозначно устаревшим саундом. Тем не менее, британцы поспешили запастись экземплярами «худшего камбэка», позволив диску стартовать аж со второй строки поп-чарта. Что касается американцев, то они гарантировали альбому 11 строчку в хит-параде «Billboard 200», что являлось высшим достижением музыканта в этом чарте, и так спешили попасть на его будущие концерты, что всего за час раскупили все билеты на пять лос-анжелесских концертов подряд. Кроме того, альбом становится популярен во многих странах Европы. «You Are the Quarry» становится если не триумфальным, то как минимум не «худшим камбэком» в истории музыки. Стоит сказать, что песня с этого альбома «Irish Blood, English Heart» попадает в сотню лучших песен 2000-х по версии «NME».

В 2009 году вышел новый альбом под названием «Years of Refusal», который доказал, что Моррисси не собирается возвращаться к прежней мелодичности и играет в прямолинейном и жестком стиле хард-рока. С Моррисси теперь играют музыканты, которые моложе его на 20 лет. Диск не снискал большого успеха ни среди музыкальных критиков, ни среди поклонников и стал последней работой легендарного продюсера Джерри Финна, который скончался от инсульта за несколько недель до его релиза.

Стоит отметить, что Моррисси является культовым персонажем в музыкальной сфере и массовой культуре. Так, музыкант занял второе место в опросе компании «BBС2» в 2006 году, который назывался «Ныне живущие идолы», обогнав сэра Пола Маккартни, занявшего третье место.

В 2013 году Моррисси выступил на церемонии Нобелевской премии, где исполнил, в том числе, песню недавно ушедшего Лу Рида «Satellite of Love».
Моррисси написал множество песен за свою творческую карьеру, но кроме этого, как минимум четыре песни посвящены самому музыканту. Это песни Бьорк - «Army of Me», победительницы Евровидения Сэнди Шоу - «Steven, You Don’t Eat Meat», Sparks - «Lighten Up, Morrissey» и The Associates - «Steven, It Was Really Something». Безусловно, такое признание среди музыкантов и «коллег по цеху» говорит о культовом и даже легендарном статусе Стивена Патрика Моррисси.

Песни с переводом