Еще в школе я привык использовать следующую технику расширения словарного запаса: при чтении текста каждое новое слово записывается в тетрадь в виде слово/транскрипция/перевод. Тетрадь эта называлась 'My essential vocabulary'.
Дома эта тетрадь открывалась, и я учил новые "накопленные" слова.
Техника безусловно эффективная, но не является чудесным секретом - все равно надо себя заставить и заучить новые слова.
Но результаты дает отличные - например, за декабрь 2009 я выучил около 1300 новых слов.
Плюс техники еще и в том, что иногда можно открывать тетрадь сначала и проверять себя по старым словам, что делает ваш словарный запас актуальным.
Классно, значит, я не один такой :)
Жаль только неудобно - процес "новое слово - словарь - запись в тетрадь - возврат к чтению текста" - не очень быстрый.
2Катюшка
Я записываю все подряд и без групп. Поначалу муторно, но после того, как я увидел эффект, стал себя заставлять.
Кроме того, учить потом стараюсь в разброс.
Читаю текст - вижу новое слово, не пропускаю, смотрю в словаре и выписываю в my essential vocabulary. Тогда толк есть.
Еще при таком подходе возникает ощущение какого-то собирательства - смотришь, что слов в твоем словарике все больше и больше и знаешь, что скоро ты их будешь знать. И тогда новые слова в текстах вообще перестаешь пропускать, все записываешь и учишь потом.
У меня стоит АББИ ЛИНГВО 12. Чудесная вещь вам скажу. По роду своей деятельности занимаюсь репетиторством, переводами, контрольными для студентов. Кому нужна помощь, пишите в личку.
да.. помогает.. во-первых.. вам не надо листать обычный словарь.. так как это долго.. во-вторых.. лингво дает полный обзор слова.. то есть все его значения.. когда ты читаешь все что там есть.. у тебя уже складывается определенное представление о слове.. таким образом запоминается оно намного быстрее.. также там есть прекрасные примеры, способствующие тому же) синонимы и антонимы.. значения слов разбиты по категориям.. и т. д. в общем.. вещь, конечно.. очень полезная.. жаль, тчто когда я была в школе.. ее не было))) процесс был бы более продуктивным..)
А мне помогает. Перевожу текст,выписываю слова,которые не знаю,заучиваю их,делаю пересказ,анализ текста и заучиваю. Когда рассказываешь текст наизусть с новыми словами так еще сильнее запоминается :)
Может быть, я не совсем точно описал подход.
Он таков: новое слово -> просмотр в словаре (будь то бумажный или лингво или яндекс.словари) -> выбор нужного значения -> запись в essential vocabulary самого слова, транскрипции и перевода.
Я тоже не в бумажный словарь смотрю, только вот от того, что электронный словарь гораздо удобнее, больше слов в словарный запас все равно не попадет. Их в любом случае учить нужно, неважно откуда их перевод взят.
2Нурия и Павел
про носителей полностью согласен, но вот представьте, например, через два месяца у вас IELTS или TOEFL и вы занимаетесь с преподавателем. Времени на Мальту поехать нет, объем материала такой, что на скайп-livemocha тоже не так уж много времени. А словарный запас иметь надо. Тут essential vocabulary и помогает.
я понимаю. что такое словари..)) в школе всех одинаково учили.. но это не выход.. для меня заучивание не дает абсолютно никакой пользы.. другое дело общение.. если бы будете с кем-то общаться.. вы то и дело будете залазить в словарь.. и то и дело выученные слова будут повторяться в вашем лексиконе.. ну это пример с моей практики.. я могу хоть сто раз учить и заучивать.. но слова моментально выпадают из памяти.. если их постоянно не использовать.. так что если про экзамен.. да.. может быть до этого времени они продержатся.. но не думаю, что заучивание слов таким образом позволит сдать такие серьезные экзамены..
Не нужно заучивать все подряд новые слова!!! они Вам на 100% все не пригодятся (это я Вам как преподаватель говорю). Во-первых, при составлении такого вокабуляра, крайне необходимо группировать лексические единицы, а не составлять длинные не систематизированные списки! Но самый главный принцип работы с вокабуляром, это постоянное пользование им! то есть Вы должны к нему возвращаться, а возвращаться удобнее к системе, то есть группам слов , которые в дальнейшем Вы сможете использовать в разговоре на ту или иную тему.
согласна.. кстати, насколько я помню, в том же лингво по-моему есть что-то типа разговорника.. по темам... тоже удобно... хотя бы видеть, как правильно составлять фразы.. ну это больше для начинающих.. хотя иногда можно найти что-то полезное..
Есть еще способ - мне очень помог в свое время: любое новое слово выписываешь на карточку - цветную, с дырочкой в углу, - и сваливаешь в коробку. На одной стороне карточки - слово с транскрипцией, на другой - перевод. Время от времени достаешь пригоршню карточек, нанизываешь на шнурок, носишь в кармане и время от времени перечитываешь. Выучил - достаешь новую горсть. Главное - делать карточки собственными руками от начала и до конца и записывать слова разноцветными ручками. Очень помогает.
Тетрадь со словами - тоже очень полезная вещь, если ее перечитывать. Обладатель самого роскошного активного (!) словарного запаса среди моих знакомых так и делал со студенческих лет. Все считали его занудой, зато сейчас завидуют.
А в "Лингво", кроме всего прочего, есть возможность послушать многие слова в хорошем произношении - если не лениться, слово очень быстро переходит в активный словарный запас.
При чтении комментариев появилось стойкое ощущение, что тему прям таки заполонили пиарщики Lingvo :-)
А если серьезно - просто учить слова проку мало, т.к. а) они, как правило, имеют много значений б) их надо правильно употреблять (в правильных сочетаниях и с правильными предлогами).
Поэтому я учу преимущественно фразами, взятыми из английских моноязычных словарей или других надежных источников. Фразы пишу на двухсторонних карточках (руский / английский вариант +транскрпция при необходимости) и повторяю с некоторой переодичностью.
Про общение полностью вас поддерживаю. Услышал в речи слово раз, два, посмотрел в словаре, начал использовать в своей речи, запомнил.
А вот если про тексты говорить, то мне заучивание помогло как раз для сдачи экзамена. За короткий срок выучил много слов. Но опять же вы правы - если после экзамена эти слова не применять в речи или хотя бы не продолжать читать тексты, где эти слова встречаются, то они запросто могут улетучится, как будто и не учил вовсе.
С другой стороны иногда просто лень открыть словарик и повторить слов двадцать. А это всего 5 минут...
2Юлия Чиченкова
Очень интересно, Юлия. А подробнее не объясните схему? Вот встретил я новое слово, записал с примером использования, т.е. слово+перевод+фраза со словом (это ведь лексическая единица?). А дальше? Какими должны быть систематизированные списки?
2Ася Бродоцкая
Радует, что техника правда работает, и кому-то даже завидуют :)
А по поводу карточек - это то же самое, та же тетрадь по сути. И у них главный общий принцип - чтобы словарный запас был активным, их нужно повторять/перечитывать.
Мы в институте вели подобный вокабуляр, самое главное разделить на темы...... на примере устного перевода могу объяснить, т к это было моей специализацией...... ну, например, разделы следующие: общественно-политическая лексика, медицина, юридический раздел, модные слова (раздел так и назывался vogue words) сюда входили популярные по употреблению слова и выражения, например, которые часто встречаются в средствах массовой информации и тд, разделов может быть больше и они могут быть разными, зависит от того, по какой программе Вы обучаетесь, например. А дальше все просто, 2 колонки инглишь русишь:)))) транскрипция по необходимости..... самое главное, что выписывали не отдельные слова, а фразы, устойчивые словосочетания...... можно в Вашей тетради нумеровать страницы и составлять заголовок.....потом, например, Вам нужно подготовиться к переводу на тему, ну, например, охрана окружающей среды (такой раздел лексики тоже желателен).... словари это замечательно, но, согласитесь, у Вас в голове не возникнут списком все необходимые Вам слова и словосочетания по теме...... а так....Вы открываете свой вокабулярчик и повторяете необходимую лексику....... самое главное, что вокабуляр нужно вести в течение времени, не один год:))))) поэтому запаситесь терпением, возьмите тетрадку побольше, и не забывайте время от времени в нее заглядывать:)))) опять же учить и повторять лексику очень удобно в парах или группах, с теми, с кем учите язык, например...... это можно делать посредством карточек со словами, или целыми предложениями...... можно составлять небольшие рассказы, vocabulary stories они называются, составлять диалоги и просто общаться на заданную тему:)
Ваша система карточек очень напомнила мне методику одного "преподавателя", если его можно так назвать. Сам он по-английски мог с трудом связать два слова, но взялся преподавать бабушкам и дедушкам приехавшим в Америку. Правда, были там и молодые люди (28 - 33) За урок в группе 20-30 человек он брал $50/час. Он тоже заставлял учеников выписывать слова на карточки, утверждая, что, чем красивее слово написано, тем быстрее оно запомнится. Вывод, если у Вас плохой почерк, ни хрена Вы не запомните. (вывод мой). Я обгадил ему всю малину. Объявил при всех, что занятия в колледже стоят $40/семестр, а в вечерней школе $2/семестр. Ну народ и понял, что его дурят, и разбежался.
На данный момент я понял следующее - изучающие английский язык учат слова двумя способами:
- никак;
- заучивание (my essential vocabulary, карточки, выписывание слов в контексте/с примерами)
Жаль, что самое первое сообщение не могу отредактировать - все же я подразумевал, что задаю вопрос тем, кто расширяет словарный запас, готовясь к TOEFL/IELTS, собираясь на работу/переехать в другую страну и т.д. То есть тем, у кого нет возможности быть в языковой среде и постоянно общаться с носителями языка.
ну.. тогда понятно) если переезжать.. то лучше занимтаься по темам.. начиная к примеру с разговорника.. даже там можно найти что-то интересное.. а потом чисто по словам и текстам.. так думаю эффективнее.. чем пальцем в небо каждый раз..
у меня тоже есть ABBY Lingvo 12 а еще че-то подобное в телефоне, но я все равно выписываю слова в тетрадь(хотя редко в него потом заглядую). А сейчас у меня нововведение и я клею стикеры со словами на монитор, на стены в туалете, на зеркало и приборную панель в машине. Вот что реально эффективно, в среднем через 2- 3дня (не заучивания) слова плотно залазят в память