Как сделать «рабочий листок»: несколько советов для преподавателей иностранных языков

Какой бы язык вы ни преподавали, иногда бывает очень полезно выдать ученику т.н. "рабочий листок". Иногда такие пособия называют также "раздаточными материалами", но, на мой взгляд, не все раздаточные материалы являются рабочими листками, поэтому в данной статье я буду использовать последний термин, по аналогии с английским worksheet.

Не стоит думать, что для создания такого листка достаточно будет просто набрать несколько предложений с пропусками или скобками, а потом распечатать их. Такая работа требует сил, времени и воображения; поэтому, например, я сама делаю листки не слишком часто. Давать ученику наспех сделанное пособие не хочется, а на то, чтобы сделать его качественно, не всегда хватает времени. Однако, на мой взгляд, ученику будет куда приятнее и полезнее получать хорошие пособия, но редко, чем посредственные, но на каждом уроке.

Итак, что же нужно для того, чтобы сделать хороший листок?

История

Поскольку эта статья предназначена для преподавателей иностранного языка, то их пособия будут состоять преимущественно из предложений, с которыми ученики будут работать. Так вот, не стоит просто выдумывать случайные предложения "ни о чём". Попробуйте связать их в маленькую историю, ситуацию, эпизод, чтобы было интересно читать их одно за другим, чтобы хотелось перейти к следующему и узнать, что дальше.

Вовсе необязательно сочинять целый рассказ. Даже если вы составили упражнение из пяти предложений, то вполне можно будет увязать их в небольшой эпизод или диалог.

Пространство

Недостаток свободного места — это одно из самых больных мест учебников, прилагающихся к ним рабочих тетрадей и тех самых пособий, о которых сейчас идёт речь. Строки и пропуски, куда ученики должны вписывать слова, почти всегда слишком маленькие; слова не умещаются в них, лезут друг на друга, забиваются между печатными строчками и лезут куда-то на поля...

Поэтому возьмите себе за правило: оставлять ученику достаточно места для письма. Пусть лучше у вас получится два или три листка, на которых можно будет свободно писать любым почерком, зачёркивать и писать снова, чем один лист, на котором ученик будет вынужден писать бисерными буковками, громоздя друг на друга слова.

Ширина пропусков, междустрочные интервалы, отступы между предложениями — делайте всё это большим, и не ошибётесь.

Разделение заданий

Не стоит делать слишком много длинных упражнений. Попробуйте сделать вместо одного длинного два или три коротких, а потом разделить их заданиями другого типа. Большой серый кирпич текста на бумаге вызовет отторжение у любого человека, а уж у ученика, которому предстоит в этот текст вникать и работать с ним — и подавно. Если, к примеру, распечатать на одном листке 30 предложений подряд, а на другом — 40, но разделённых на 4 группы по 10, то второй листок будет выглядеть куда привлекательнее, с ним будет куда охотнее начать работу.

Поэтому всегда старайтесь заполнить пособие мелкими заданиями, пусть даже некоторые из них будут предназначаться для одного вида работы (например, раскрытие скобок или подставление слов по смыслу). Длинные задания из однотипных предложений вызовут лишь скуку.

Рисунки и предметы интереса

Если вы делаете рабочий листок для ребёнка, то никогда не помешает вставить туда несколько картинок. Совершенно не обязательно искать какие-то сложные детальные рисунки: вполне подойдут и самые простые, например, из "Коллекции картинок" в Ворде. Детям будет куда приятнее вписывать слова поверх изображений (например, продуктов, животных, машин и пр.), читать небольшие тексты или предложения о нарисованном здесь же персонаже или раскрашивать рисунки в нужные цвета.

Взрослым картинки нужны не так сильно (хотя и они не станут возражать), но пособие можно сделать интересным и для них. Наверняка вы что-то знаете о своём ученике: какую музыку он любит, кто его любимый киногерой, что у него за хобби... Попытайтесь включить эту информацию в ваши упражнения — делать их станет намного интереснее, и ученик непременно это оценит.

Разные типы заданий

Не стоит делать листки похожими друг на друга. Потратьте пять-десять минут на то, чтобы выписать все известные вам типы заданий (раскрытие скобок, тест, подбор слов из готового набора, заполнение пропусков, поиск синонимов, и пр.), и включайте их в каждое пособие в разном порядке. Это поможет всё время держать ученика "в тонусе", не давать ему соскучиться и переключать его между разными видами работы.

Домашнюю работу не любит делать никто. В школах, вузах, на курсах, для детей и взрослых — это прежде всего неприятная повинность. Унылый, скучный листок с домашним заданием может сделать эту работу ещё тягостнее, а яркий, интересный, красиво оформленный листок, напротив, сгладит часть неприятных ощущений от приготовления уроков. Каким получится ваше пособие, и как его воспримет ученик — зависит только от вас.

Я ничего не могу сказать о других языках, но, что касается английского, то в Интернете существует несколько сайтов, где можно меняться такими собственноручно изготовленными пособиями. Вам нужно будет зарегистрироваться, загрузить свои листки и таким образом заработать очки, которые потом можно будет тратить на скачивание чужих пособий. Так что каждый сделанный вами листок принесёт вам как минимум один чужой, а кроме этого можно будет почерпнуть новых идей у коллег.

Удачи вам и вашим ученикам.

Оставить комментарий

Для комментирования необходимо войти через
Вконтакте