Как переводить быстрее
Далеко не всегда переводчику дают на работу столько времени, сколько бы ему хотелось. Сроки бывают довольно маленькими, или же возникает много других дел, на которые тоже нужно время, из-за чего на собственно перевод времени почти не остаётся. Кроме этого, у переводчика, как и у писателя, может возникнуть кризис, когда перевод, что называется, "не идёт", или получается настолько плохим, что лучше бы не получался вовсе.
Большой объём перевода и поджимающие сроки могут лишь усилить этот кризис. Однако, есть несколько способов, которые помогут вам его избежать, или, по крайней мере, сократить этот неприятный застойный период. Также эти способы помогут вам переводить быстрее, работа начнёт спориться и перестанет быть причиной стресса и волнения.
Все эти методы были выработаны и успешно опробованы переводчицей, работающей с 2003 года. Возможно, какие-то из них существовали давно, но я пришла к ним сама, постепенно, и они до сих пор облегчают мне труд. Вы можете не ждать несколько лет, а начать применять их уже сейчас.
Итак, как же переводить быстрее?
Метод 1: Начинайте с малого.
Этот метод подойдёт хоть и не для всех, но для довольно многих переводов. Посмотрите, что вам предстоит переводить, и можно ли выделить в данном материале более крупные и мелкие части. Если это несколько файлов, то начинайте с тех, в которых содержится меньше всего текста. Получив на перевод документ из нескольких разделов, приступайте в первую очередь к самым коротким. Если же это файл Excel, то в нём можно (хоть и не всегда) выбрать самые маленькие ячейки и начать с них.
Ещё совет: никогда не переводите оглавления. Переходите сразу к разделам, а их заголовки вы потом сможете в оглавление просто скопировать. Лучше всего переводить заголовки уже после того, как вы перевели весь раздел: так вы будете лучше понимать, о чём идёт речь, и сможете подобрать наиболее точный перевод заголовка.
Этот метод хорош тем, что, начиная работу с мелких частей, вы не устаёте. Порой кажется, что лучше бы сначала сделать самую большую часть, а за маленькие приняться потом, но зачастую, сделав львиную долю работы, вы окажетесь настолько измотанными, что на остатки уже не хватит сил. Перевод мелких частей не потребует стольких усилий, но вы почувствуете себя увереннее оттого, что часть работы уже готова.
Метод 2: Автозамена
Перед тем, как начать собственно перевод, быстро просмотрите текст и отметьте про себя всё, что в нём часто повторяется. Это могут быть имена, названия, слова с иностранными символами, термины, стандартные словесные обороты и пр. Обязательно следует занести в список автозамены слова, набранные на другом языке, имена с инициалами, названия с верхним и нижним регистром — сэкономите время на переключении раскладок и зажатии клавиши Shift.
Также в список автозамены следует внести обороты, встречающиеся в любом тексте: "с одной стороны...", "в таком случае", "по меньшей мере", "для того, чтобы" и пр. Кроме них — особо длинные слова, и те слова, в которых вы всегда делаете опечатки.
Такой метод сохранит вам время чисто механически. Придётся делать меньше движений, будут меньше уставать руки, можно будет не бояться, что одно и то же название или имя будет присутствовать в тексте в двух вариантах. Однако, лучше всё же почистить список автозамены после того, как работа будет сдана, чтобы слова из одно проекта не попали в следующий.
Метод 3: Составьте план
Если перевод не срочный, и его не нужно сделать в тот же день, полезно будет составить для него план. Посмотрите, сколько текста вам нужно перевести, и разделите его на количество дней, отведённых на работу (если нужно, вычтите из срока дни, по которым вы работать никак не сможете). Вы получите количество текста, которое нужно перевести за день — придерживайтесь его и не думайте обо всём объёме, чтобы лишний раз не волноваться. Не пытайтесь сделать больше, чем вы запланировали себе на день — лучше лишний час отдохните.
Очень важно поменять ваше отношение к работе. Не позволяйте себе паниковать и страшиться маленьких сроков. Не думайте: "Ах, у меня всего пять дней, я ни за что не успею!" Думайте так: "Уже через пять дней я сдам этот проект, и смогу навсегда о нём забыть". Да, вам придётся на несколько дней поднапрячься и, возможно, отложить какие-то дела, но так ведь будет не всегда, а лишь на очень короткий период. Все проекты когда-нибудь кончаются.
Разбивая перевод на части, вы сможете сосредоточиться именно на них, а не на всём объёме в целом. Маленькие ежедневные части не будут так сильно давить на вас, и у вас будет куда меньше шансов от волнения впасть в кризис.
Метод 4: Делите работу на части
Помимо разбивания проекта на несколько ежедневных частей, разбивайте каждую из них на несколько ещё более мелких, и перемежайте другими делами. Допустим, вам нужно переводить по 12 страниц в день. Попробуйте написать список, где на каждом нечётном месте (начиная с первого) будет стоять "Перевести 2 страницы", а на каждом чётном — другие повседневные дела, вроде готовки или прогулки с собакой. Лучше всего, если они никак не будут связаны с компьютером: если вы будете регулярно отходить от него, разминаться и переключаться на другой вид деятельности, то не будете так сильно уставать. Вам не будет требоваться время, чтобы потереть глаза, размять плечи, позевать или собраться с мыслями.
Когда вы разделите ежедневную норму работы на более мелкие части, а между ними запланируете другие, не связанные с компьютером дела, вы не будете переживать из-за большого, нависающего над вами объёма. Кроме того, вы сможете регулярно отдыхать, переключать внимание на что-то другое, освежать мысли и разминаться — а в результате перевод пойдёт куда быстрее, чем если бы вы переводили всю дневную норму от начала до конца за один присест.
Метод 5: Переводите отдохнувшими
Очень часто переводчики (особенно работающие на дому) думают примерно так: "С утра я схожу в магазин, приберусь, постираю, приготовлю, а потом буду спокойно переводить". В итоге перевод идёт отнюдь не спокойно, а очень медленно, трудно и через силу.
Переделав за день кучу дел, вы устанете, и это плохо скажется на вашем состоянии, на качестве перевода и на количестве времени, которое вы на него затратите. Поэтому всегда старайтесь переводить, когда вы выспались, отдохнули и хорошенько поели. Если не получится сделать так всю работу, то сделайте хотя бы часть, чтобы в усталом состоянии переводить меньше. Когда вы отдохнули и полны сил, работа пойдёт быстрее, и в итоге вы закончите все свои дела раньше, чем планировали.
Может статься так, что вам подойдут не все эти методы, а лишь некоторые. Возможно, какие-то из них вам придётся модифицировать под себя — ничего страшного в этом нет. На то, чтобы привыкнуть к ним, может уйти некоторое время, так что не расстраивайтесь, если что-то не будет получаться сразу.
Однако, все эти методы работают и действительно помогают. Не бойтесь применять их, и результаты не заставят себя ждать.
Оставить комментарий
Для комментирования необходимо войти через Вконтакте